В домашнем архиве коренной жительницы п. Медведево Бабушкиной Ангелины Александровны хранится фотография, на которой запечатлены жители деревни Медведево в один из майских дней 1943 года. На обороте надпись: «Фотографировались 2.05 перед отъездом Игоря в армию. Отправка была (далее две даты) 6.VI.43 и 3.VII.43 г.». Речь идет об Игоре Григорьевиче Колесникове, он на снимке сидит, а рядом его мать Ольга Петровна. «Игорь был очень красивым человеком, среднего роста, темноволосый… очень умный, доброжелательный, веселый…», — рассказала о своем крестном Алевтина Андреевна Мухина. Ей 86 лет, но она прекрасно помнит родного ей человека.
В июне 1940 года наш земляк был призван в ряды РККА Йошкар-Олинским военкоматом. Где началась его служба – неизвестно, но в Великой Отечественной войне он принимал участие с первого ее дня, о чем свидетельствует его наградной лист, опубликованный на портале «Память народа» МО РФ. Здесь же говорится о том, что начало войны боец встретил в составе 35 гвардейского стрелкового полка 10 гвардейской стрелковой дивизии на Мурманском направлении. В июле-сентябре 1941 дивизия остановила наступление немецкого горного корпуса «Норвегия», за что получила почетное звание «гвардейская».
В конце апреля 1942 г. началась трагическая Мурманская наступательная операция войск 14-й армии и Северного флота. Об участии Игоря Григорьевича в этих событиях читаем в его наградном листе: «16.05.42 г. во время ожесточенного боя командир отделения роты автоматчиков… Колесников самостоятельно принял смелое решение: со своим отделением он скрытно выдвинулся на 800 метров вперед и открыл автоматный огонь по вражеским автоматчикам и пулеметным гнездам. Тем самым он отвлек внимание противника от наших стрелковых подразделений. Ведя непрерывный огонь, Колесников со своим отделением заставил противника прижаться к земле и замолчать вражеские пулеметы, а тем временем наши стрелковые подразделения, вплотную сближаясь с противником, сосредотачивались к атаке».
Мурманская операция не достигла поставленной цели, а общие потери наших войск составили около 15 тысяч человек. В одном из этих боёв был ранен и Колесников, и хотя у него не было сил держать в руках автомат, он «не терял сознание и продолжал командовать своим отделением. На все предложения товарищей покинуть поле боя тов. Колесников решительно отказывался. Он знал, что дело еще не закончено и, истекая кровью, продолжал неравный бой с противником. Только на следующие сутки, потеряв сознание, он был эвакуирован в госпиталь. Задачу он выполнил с честью и расчистил путь для наших стрелковых подразделений». За проявленную отвагу и мужество в боях против немецких оккупантов Колесников И.Г. был представлен к ордену Красная Звезда, но командующий 14 армией генерал-майор Щербаков В.И. утвердил награждение орденом выше по статуту — Красное Знамя.После госпиталя боец был отправлен на долечивание домой, в родную деревню Медведево. Через некоторое время снова был призван в армию, хотя хромал, а левая рука не поднималась. Тогда и был сделан сохранившийся снимок.
Дальнейшую службу Колесников проходил в 90-м стрелковом полку 95-й стрелковой дивизии 3-го формирования. На фронт наш земляк попал примерно к августу-сентябрю 1943 г., когда дивизия перешла в наступление и совместно с другими соединениями овладела городом Ельня, а затем освобождала Смоленск.
В октябре 1943 г. войска Западного фронта и в его составе 95 СД, наступая на Оршанском направлении, вели тяжелые, кровопролитные бои. Немецкие пехотные подразделения с небольшими группами танков, поддерживаемые огнем артиллерии и минометов, проводили многочисленные контратаки. Вражеская авиация господствовала в воздухе и наносила ощутимый урон наступавшим частям. В этих боях наши войска потеряли до 25,5 тыс. человек убитыми и до 78,7 тыс. – ранеными. Среди них и наш земляк Колесников Игорь Григорьевич. В ЦАМО (Филиал ЦАМО военно-медицинских документов) сохранились несколько документов, из которых мы можем узнать, что произошло с ним дальше. 9 декабря 1943 г. он был ранен в ногу, кроме того обе его стопы были обморожены. Была проведена ампутация, но, к несчастью, началась газовая гангрена и 15 декабря 1943 г. Игорь Григорьевич скончался. Похоронили его в братской могиле на Покровском кладбище г. Смоленска.
В дни пребывания на родной медведевской земле Игорь познакомился с девушкой. Еще в начале войны она из-под Смоленска, спасая от оккупантов, пригнала стадо коров в Марийскую республику. После освобождения Смоленщины ей пришлось вновь отправится в далекий путь пешком — гнать стадо обратно. Видимо, эта девушка знала о том, где находился ее любимый человек. Она разыскала могилу и сообщила родным о его смерти и месте захоронения.
Часто карточка в семейном альбоме — единственное, что остается у родных, как говорится, на память. Но и одной чудом сохранившейся фотокарточки достаточно, чтобы гордиться и помнить.
Зав. отделом обслуживания
Медведевской центральной библиотеки
Костылева Н.Е.