Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги нашего земляка, уроженца д. Медведево — Майорова Михаила Михайловича (19.01.1923 – 30.05.2014). В 1949 г. он окончил 10 классов Медведевской средней школы, затем — Поволжский лесотехнический институт. Получил профессию инженера-технолога по механизации лесозаготовок и транспорту леса. Работал в лесозаготовительных организациях Кировской области. На страницах своей книги «Мой жизненный путь» автор рассказывает о том, как учились дети в Медведевской школе перед началом Великой Отечественной войны.
«… А тут и сентябрь надвигается, школьная пора. В Медведеве поначалу была семилетка, десятилетка открылась к 1938 году. Дети одевались небогато, изредка посещали школу и в лаптях. Учиться было интересно. После уроков работали кружки: авиамодельный, художественный, рукодельный, художественной самодеятельности.
Мастерили сначала планёры, а потом и самолёты с пропеллером через закрутку резинового шнура. Их материалом были бамбуковые лучины. Для оклейки крыльев и стабилизатора использовали лёгкую папиросную бумагу и казеиновый клей, а крылья гнули на спиртовке. Устраивали соревнования на дальность полета.
На художественном кружке учились рисовать, увеличивая маленький снимок в несколько раз. Помнится, за пышную лису, увеличенную на полуватмане, я получил первый приз на конкурсе. Долго она ещё красовалась в учительской. Были и рисунки геометрических фигур.
Увлекался и рукоделием. Сначала было вышивание простой иголкой. Потом, натянув на рамку тканевое полотно размером примерно 70 на 30, нарисовал на нём фигуристку на коньках в красивой красной шапочке и белых варежках, на одной ноге, вторая согнута в колене. Вышил её прокалыванием с помощью специальной иголки, которую приобрёл в городе у продавцов, специально занимающихся их изготовлением. А потом и сам научился такие иголки из жести делать. Изделие очень красивое получилось, в виде ковра. Подарил его своей сестрёнке на память. Аналогично вышил лисёнка.
Не менее увлекательным было занятие в художественной самодеятельности. Помнится, как в школе выступали с постановкой «Красные дьяволята», играл батьку Махно.
Часто смотрели кинофильмы, они были немые. Особенно нравились на патриотические темы. Чапаева могли смотреть по два сеанса подряд, и сами движок крутили. В то время электрической энергии в достатке ещё не было, и занимались с керосиновыми лампами. Устраивали коллективное чтение произведений классиков, выступали со стихами на вечерах, некоторые из них запомнились на всю жизнь.
Вечерами выходных дней девушки по очереди, каждая в своем доме, устраивали вечеринки (вечорки). Под гармошку или балалайку пели песни, частушки, танцевали кадриль на четыре пары. Чай пили с пирожками, испечёнными девчатами. Спиртного не было. На вечеринки брал с собой гармошку и балалайку, гитар в деревне не было. В школьные годы увлекались лыжами и коньками, в основном они были самодельные…
…Окончив медведевскую школу, все наши товарищи разошлись по разным уголкам. Большинство поступило в педагогический техникум. Мы с Сашей Колесниковым пошли в 10-й класс городской средней школы. Каждый день приходилось ходить в школу за 5 километров. К нашему счастью, в 1938 году в Медведеве открыли 10-летнюю среднюю школу.
22 июня 1941 года наш 9-й класс по случаю окончания учебного года и перехода в 10-й класс собрался на лужайке во дворе школы. И вдруг тревожное сообщение: гитлеровская Германия без объявления войны вероломно напала на Советский Союз. Сначала всё ещё думалось, что быстро разобьём фашистов и будем бить их на их территории, как это было на Халхин-Голе и с финнами.
Но враг, захватив все западные страны, двинулся на нас вооружённым до зубов.
Несмотря на серьёзную угрозу, российский народ сохранял спокойствие. Приходили эшелоны с оборудованием военных заводов с запада. Началась мобилизация призывников в армию, в первую очередь военнообязанных. Нашу среднюю Медведевскую школу заняли детьми из Ленинграда.
Наш 10-й класс закрепили за Цыбикнурской средней школой. С 1 сентября 1941 года я уже ученик 10-го класса Цыбикнурской средней школы. Это село в 10 км от Медведева. С жильём устроился в доме Ямбос, они когда-то работали в Медведеве учителями. Приходилось в субботу после уроков пешком добираться до дома в Медведеве, а в воскресение вечером обратно через поля, леса и речки. В потёмках приходилось идти с трудом, иногда на ощупь.
В субботу приходишь домой, а деревня просто гудит: где-то поют: «последний нынешний денёчек…», где-то женский плач… Товарищи уже ждут у ворот. Скорей берёшь гармошку — и с песнями вдоль деревни. Мать для меня сушит сухари, отец с соседом забили телёнка, выделывают шкуру для пошива мне в армию яловых сапог.
К нам поместили капитана, приехавшего с взводом охраны, сопровождавшим детей из Ленинграда. Как обычно, в воскресенье вымоешься в бане, поужинаешь — и в дорогу, в школу села Цыбикнур. Ноябрь стоял очень морозный. Только дошёл до дер. Мышино, почувствовал страшную боль в груди и боку, а всё равно иду. Уже совсем ноги подкашиваются, цепляюсь за изгороди, почти доползаю до знакомых. Несмотря на поздний час, встретили меня, напоили чаем, температура 40-41 градус. Утром на колхозной лошади отвезли в город Йошкар-Олу в больницу. Двустороннее воспаление лёгких. Пролежал больше 20 дней. Вылечился, поучился месяца полтора-два — и призвали в армию.
В начале марта 1942 года, не окончив 10-го класса, был призван в ряды Советской армии Медведевским райвоенкоматом…»
«…В первый же месяц по возвращении домой встал вопрос — где работать, чем заниматься. Решил было воспользоваться армейскими рекомендациями: пойти в райком партии. В райкоме сразу предложили работать инструктором или на комсомольскую работу. Однако, подумав, всё же решил завершить обучение в средней школе.
Вернувшись к своим родным, поступил в 10-й класс Медведевской средней школы. Год прошел быстро. В школе подружились с Гришей Рокиным. Он учился в этой же школе, в 10-й перешел из 9-го класса. В 1949 году, получив аттестат зрелости, поступил в Поволжский лесотехнический институт им. Горького на лесоинженерный факультет».